Консультация для педагогов «Речь взрослого - образец для подражания"

28.10.2023

Консультация для педагогов


«Речь взрослого - образец для подражания"

 

Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

Некоторые недочеты речи взрослых:

  • торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
  • употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче);
  • побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);
  • частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);
  • в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.



Голос – важнейший элемент речи. Взрослый должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, разных режимных моментов. С помощью голоса родитель должен уметь донести до детей определенные требования и добиться их выполнения.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция является одним из обязательных элементов культуры речи , поскольку речь взрослого является образцом для детей. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а так же дети начинают подражать неправильной дикции взрослого.

Выразительность – еще один элемент  речи. Выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  • логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);
  • пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе);
  • темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.


Следующий компоненты культуры речи  – объемный словарный запас, а так же грамотность построения фраз.
Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова, которые  обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:
Хочу такой сайт

  • правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;
  • использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;
  • стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений;
  • в общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
  • речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.


Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:Хочу такой сайт

  • принимать ребенка таким, каков он есть;
  • помнить, что каждый человек самобытен;
  • верить в способности воспитанников
  • стимулировать их творческую активность;
  • уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
  • не унижать достоинства ребёнка;
  • не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
  • помнить, что любой может ошибаться;
  • не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.11.2023

Дата обновления: 29.11.2023

Дата публикации: 28.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».